О качестве и вкусе российского пива
Неоднократно в коментах поднимался вопрос, точней не вопрос, а утверждение некоторых людей, что пиво де, в России не качественное. Мол в Герамнии, это да! И в Чехии пиво! А у нас так… моча молодого поросёнка. Давайте отделим пиво от рекламы и домыслов и разберём, что такое «качественное пиво».
Я бы сформулировал это так — пиво, как и любой другой продукт, можно считать качественным, если при его изготовлении соблюдалась технология и использовались только присущие для этого продукта ингридиенты, без заменителей и химических добавок. Ну как то так .
Исходя из этого могу однозначно заявить, что пиво у нас качественное! Но есть нюанс. Качество и вкус разные вещи. А с этим гораздо хуже. Ведь болшая часть пивного рынка занята пивными гигантами. Которые отнють не стремятся производить интересное и вкусное пиво. Оно и понятно. Чем больше компания, тем больше играет роль цифра, отчётность.
Как и любой бизнес, пивоварение существует в первую очередь для получения прибыли. И если небольшие компании могут позволить себе совмещать получение прибыли и пивоварение как искуство, то крупные нет. Потому что, в мелких компаниях управление и капитал сосредоточены в руках одного или нескольких людей, которые зачастую являются фанатами своего дела, то в крупных капитал размыт между акционерами, как физическими, так и юридическими. А их основное желание (вполне законное), получить прибыль на свои вложенные деньги. И им до сиреневой звезды вкус пива, если оно продаётся. И не одобрят они лишних (по их мнению) издержек на получение вкусного пива, если хорошо продаётся то, что есть. Что сделали крупные компании купив часть бизнеса у Пьера Целиса? Правильно, стали минимизировать издержки. Удешевлять производство.
Удешевлять, не значит делать некачественный продукт. Нет! Боже упаси, если компанию в этом обвинят. Но местный американский хмель разве не является хмелем по сравнению с жатецким? Нет, это тоже хмель. Пусть менее ароматный, но хмель же. Он дешевле. Но название хмеля и его цену не пишут на этикетке, так что можно заменить.
Примерно это и происходит у нас. У-де-шев-ле-ние! Последний финт «Балтики», когда на всей её линейке плотность была снижена на 1%. Но качество не пострадало. Всё так же контроль за водоподготовкой, за производственным процессом, за санитарией. Но ведь пиво то по сути стало другим, хотя название не изменилось.
Посему трудно ожидать от пивных гигантов хорошего, в понимании истинных любителей, пива. Их пиво качественное но не вкусное. И если есть что то хорошего в их ассортимете (а оно есть, честно скажу), то оно в дальнейшем будет деградировать. Гиннесс тому пример.
Но качество всегда будет хорошим. Маргарин тоже качественный продукт, но в сравнении со сливочным маслом, как то не катит. Сходите на экскурсию на любой современный пивзавод. Вы увидите, что чистота там идеальная, всё сверкает. И главное людей почти нет. Всё автоматизировано.
Но почему раньше пиво хранилось 5-7 дней, а теперь год? Раньше был более «настоящий» продукт а теперь химия? Нет, нет и нет! У многих региональных заводов пиво по прежнему хранится максимум месяц. А почему? Потому что оборудование старое. Не могут они на нём ни фильтровать как следует, ни должный уровень санитрарии обеспечить, т.к. оно изношено уже. Банально, трубы проржавели. Про пастеризацию я вообще молчу. Не по карману это им. Так, что это минус а не плюс, но иногда преподносится как достоинство пива.
Так почему же наши туристы с удовольствием пьют в Чехии «Гамбринус» и «Праздрой», в Германии «Holsten» и т.д. при этом утверждая, что в России пиво гораздо хуже. Это скорей психологический момент. Люди едут в Чехию и Германию с готовой установкой, что там пиво лучше. Даже если пьют обычные евролагеры, всё равно считают что они лучше.
Неужели чешское и немецкое пиво такое же как и у нас? Нет конечно! Но дело в том, как развивалось пивоварение в последние лет 20-30 у нас и у них.
У них. Даже в коммунистических странах восточной европы, пивные традиции не были утрачены и пивоварению уделялось должное внимание. В результате чего сложились определённые предпочтения и традиции (хотя нет, традиции и так были столетнии), как в потреблении, так и в производстве пива. И образование, либо приход на рынок пивгигантов с их стандартизированным усреднённым евролагером, не смогло кардинально повлиять на это. Вкусное пиво осталось и пользуется спросом.
У нас. Задавленная при коммунистах и добитая в Горбачёвской борьбе с зелёным змием, пивоваренная отрасль к началу 90-х была на самом издыхании. Оборудование на многих заводах стояло или довоенное или трофейное (как в Хамовниках на пример). Дефицит качественного (тут именно качественного пива, которое можно без опаски пить) был весьма большим. И тут на рынке появилась «Балтика»! На фоне тогдашнего пива «Балтика» действиельно была замечательным пивом. Отсюда и очередной миф про то, что «вот раньше Балтика была вещь!». Нет это на фоне всего остального она была «вещь». А когда пришли пивгиганты, тут уж вообще у наших производителей не было почти никаких шансов.
Умножая всё это на то, что в сознании экс-советских людей крепко заселоа аксиома «наше пиво говно, импортное супер», пивгиганты без труда захватили рынок. Скупили все боле-менее не развалившиеся заводы и полностью захватили рынок. Который и заполонили своей качественной но безвкусной продукцией.
На этом пиве уже выросло целое поколение, которое не представляет себе, что пиво должно иметь вкус. Что в пиве должен быть хмель. Что «не горькое пиво» это недостаток а не достоинство. И т.д.. производители сформировали рынок под себя.
Это как с жвачками получилось. Кто из 70-х помнит, что было такое увлечение — коллекционировать фантики от жвачек. Теперь такого нет. Потому что рынок монополизирован двумя компаниями. И компании эти выпускают то, что им нужно. Говоря вам, что жвачка без сахара это полезно. А на самом деле, сахарозаменитель просто дешевле. И что банка с 50 жвачками это удобней. А на самом деле это экономия на упаковке. И т.д.
Так и с пивом. Практически монополизировав рынок, три пивных компании, InBev, BBH (теперь Carlsberg) и Heineken, ну может ещё SabMiller, диктуют потребителю что ему пить. Снижая издержки продвигают на рынок «лёгкое» пиво. Какой уж тут вкус?! Одно только качество.
Но к счастью есть ещё мини пивоварни и небольшие независимые производители, там и ищите вкусное пиво. И оно там есть. И может поспоорить с немцами и чехами.
Неоднократно в коментах поднимался вопрос, точней не вопрос, а утверждение некоторых людей, что пиво де, в России не качественное. Мол в Герамнии, это да! И в Чехии пиво! А у нас так… моча молодого поросёнка. Давайте отделим пиво от рекламы и домыслов и разберём, что такое «качественное пиво».
Я бы сформулировал это так — пиво, как и любой другой продукт, можно считать качественным, если при его изготовлении соблюдалась технология и использовались только присущие для этого продукта ингридиенты, без заменителей и химических добавок. Ну как то так .
Исходя из этого могу однозначно заявить, что пиво у нас качественное! Но есть нюанс. Качество и вкус разные вещи. А с этим гораздо хуже. Ведь болшая часть пивного рынка занята пивными гигантами. Которые отнють не стремятся производить интересное и вкусное пиво. Оно и понятно. Чем больше компания, тем больше играет роль цифра, отчётность.
Как и любой бизнес, пивоварение существует в первую очередь для получения прибыли. И если небольшие компании могут позволить себе совмещать получение прибыли и пивоварение как искуство, то крупные нет. Потому что, в мелких компаниях управление и капитал сосредоточены в руках одного или нескольких людей, которые зачастую являются фанатами своего дела, то в крупных капитал размыт между акционерами, как физическими, так и юридическими. А их основное желание (вполне законное), получить прибыль на свои вложенные деньги. И им до сиреневой звезды вкус пива, если оно продаётся. И не одобрят они лишних (по их мнению) издержек на получение вкусного пива, если хорошо продаётся то, что есть. Что сделали крупные компании купив часть бизнеса у Пьера Целиса? Правильно, стали минимизировать издержки. Удешевлять производство.
Удешевлять, не значит делать некачественный продукт. Нет! Боже упаси, если компанию в этом обвинят. Но местный американский хмель разве не является хмелем по сравнению с жатецким? Нет, это тоже хмель. Пусть менее ароматный, но хмель же. Он дешевле. Но название хмеля и его цену не пишут на этикетке, так что можно заменить.
Примерно это и происходит у нас. У-де-шев-ле-ние! Последний финт «Балтики», когда на всей её линейке плотность была снижена на 1%. Но качество не пострадало. Всё так же контроль за водоподготовкой, за производственным процессом, за санитарией. Но ведь пиво то по сути стало другим, хотя название не изменилось.
Посему трудно ожидать от пивных гигантов хорошего, в понимании истинных любителей, пива. Их пиво качественное но не вкусное. И если есть что то хорошего в их ассортимете (а оно есть, честно скажу), то оно в дальнейшем будет деградировать. Гиннесс тому пример.
Но качество всегда будет хорошим. Маргарин тоже качественный продукт, но в сравнении со сливочным маслом, как то не катит. Сходите на экскурсию на любой современный пивзавод. Вы увидите, что чистота там идеальная, всё сверкает. И главное людей почти нет. Всё автоматизировано.
Но почему раньше пиво хранилось 5-7 дней, а теперь год? Раньше был более «настоящий» продукт а теперь химия? Нет, нет и нет! У многих региональных заводов пиво по прежнему хранится максимум месяц. А почему? Потому что оборудование старое. Не могут они на нём ни фильтровать как следует, ни должный уровень санитрарии обеспечить, т.к. оно изношено уже. Банально, трубы проржавели. Про пастеризацию я вообще молчу. Не по карману это им. Так, что это минус а не плюс, но иногда преподносится как достоинство пива.
Так почему же наши туристы с удовольствием пьют в Чехии «Гамбринус» и «Праздрой», в Германии «Holsten» и т.д. при этом утверждая, что в России пиво гораздо хуже. Это скорей психологический момент. Люди едут в Чехию и Германию с готовой установкой, что там пиво лучше. Даже если пьют обычные евролагеры, всё равно считают что они лучше.
Неужели чешское и немецкое пиво такое же как и у нас? Нет конечно! Но дело в том, как развивалось пивоварение в последние лет 20-30 у нас и у них.
У них. Даже в коммунистических странах восточной европы, пивные традиции не были утрачены и пивоварению уделялось должное внимание. В результате чего сложились определённые предпочтения и традиции (хотя нет, традиции и так были столетнии), как в потреблении, так и в производстве пива. И образование, либо приход на рынок пивгигантов с их стандартизированным усреднённым евролагером, не смогло кардинально повлиять на это. Вкусное пиво осталось и пользуется спросом.
У нас. Задавленная при коммунистах и добитая в Горбачёвской борьбе с зелёным змием, пивоваренная отрасль к началу 90-х была на самом издыхании. Оборудование на многих заводах стояло или довоенное или трофейное (как в Хамовниках на пример). Дефицит качественного (тут именно качественного пива, которое можно без опаски пить) был весьма большим. И тут на рынке появилась «Балтика»! На фоне тогдашнего пива «Балтика» действиельно была замечательным пивом. Отсюда и очередной миф про то, что «вот раньше Балтика была вещь!». Нет это на фоне всего остального она была «вещь». А когда пришли пивгиганты, тут уж вообще у наших производителей не было почти никаких шансов.
Умножая всё это на то, что в сознании экс-советских людей крепко заселоа аксиома «наше пиво говно, импортное супер», пивгиганты без труда захватили рынок. Скупили все боле-менее не развалившиеся заводы и полностью захватили рынок. Который и заполонили своей качественной но безвкусной продукцией.
На этом пиве уже выросло целое поколение, которое не представляет себе, что пиво должно иметь вкус. Что в пиве должен быть хмель. Что «не горькое пиво» это недостаток а не достоинство. И т.д.. производители сформировали рынок под себя.
Это как с жвачками получилось. Кто из 70-х помнит, что было такое увлечение — коллекционировать фантики от жвачек. Теперь такого нет. Потому что рынок монополизирован двумя компаниями. И компании эти выпускают то, что им нужно. Говоря вам, что жвачка без сахара это полезно. А на самом деле, сахарозаменитель просто дешевле. И что банка с 50 жвачками это удобней. А на самом деле это экономия на упаковке. И т.д.
Так и с пивом. Практически монополизировав рынок, три пивных компании, InBev, BBH (теперь Carlsberg) и Heineken, ну может ещё SabMiller, диктуют потребителю что ему пить. Снижая издержки продвигают на рынок «лёгкое» пиво. Какой уж тут вкус?! Одно только качество.
Но к счастью есть ещё мини пивоварни и небольшие независимые производители, там и ищите вкусное пиво. И оно там есть. И может поспоорить с немцами и чехами.
Тут палка о двух концах - с одной стороны на мини бывают интересные сорта, но в большинстве своем им стремно варить что-либо большее, чем 3 сорта, которые поставляются с инструкцией к оборудованию, да и качество хромает частенько. Да и спикулируют порой на "живости" пива или его "чистоте". Хотя, еще раз подчеркну, не про всех скопом речь. С гигантами тоже ситуация интересная - они стали в последнее время варить интересные сорта, ту же Балтику взять. Считай первые в России познакомили обывателя с элем, который и знать не знал что что-то еще акромя лагера существует. Да и на своей мини-лабе интересные сорта варят. А потребитель у нас к сожалению не воспитан, не привита культура пития, нет никаких познаний о пенном, только мифы пивные в голову забиты. И это не удивительно, учитывая какаую чушь порой несут наши законотворцы о пиве ) Так что тут не все так однозначно.
ОтветитьУдалить